Аб Мише (Анатолий Кардаш)  
1934 - 2014

 Об Авторе Книги Статьи, очерки Интервью Post scriptum

Борис Лекарь
А. Кардаш
2004 (масло, холст, 32x49)
NEWSru.co.il (16 февраля 2014 г. 09:06): Ушел из жизни исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

В воскресенье, 16 февраля, в Иерусалиме на 80-м году жизни скончался известный исследователь Катастрофы европейского еврейства Анатолий Кардаш, многие годы проработавший в мемориальном комплексе "Яд ва-Шем".
Анатолий Кардаш (Аб Мише) родился в 1934 году в Киеве. Жил на Украине, в Сибири, в Москве. В 1991 году репатриировался в Израиль, жил в Иерусалиме.
Автор книг "Внимание, евреи!" (1990), "Черновой вариант" (1994), "Посреди войны. Посвящения" (1998), "Холокост. Антология" (2003), "У черного моря" (2004).
Похороны состоятся в 17:00 на иерусалимском кладбище Гиват Шауль.

Рафаил Нудельман (Еженедельник "Окна", 20 февраля 2014 г.): Умер Анатолий Кардаш

Для близких и знавших - страшный ожог. Это место в душе будет теперь болеть всегда, до собственной смерти. А встретимся ли там, неизвестно. Для дальних и незнавших скажу - это был крайне добрый, веселый, обязательный и надежный, удивительно мягкий, ярко талантливый и очень мужественный человек.
Он создал несколько замечательных книг о Катастрофе. И уже больной, после трех инфарктов, с тяжелым диабетом и больными почками, каждый год по два-три раза неделями ездил по глухим местам Белоруссии, России, Украины в поисках страшных показаний ее очевидцев. И возвращался, и, придерживая рукой больное сердце, писал.
Понимаете: не соглашался болеть - жил полной жизнью. Поднимался после очередного инфаркта и снова смеялся, пил, шутил, читал, работал за полночь (в наушниках - Моцарт и Альбинони) и собирался в новые странствия. А вот последней своей книги два дня из типографии не дождался - сердце отказало. Как ни мужественно и самоотверженно все последние годы и до последнего дня вытягивала его совершенно героическая и бесконечно любящая женщина, его жена, но вот отказало сердце - ему, и ей, и нам.
Просто невозможно вместить эту смерть - ни умом, ни памятью.
Еще одним хорошим человеком стало на свете меньше.
До свиданья, Толинька.
Ты все-таки завтра с утра позвони, ладно?

Центр и фонд "Холокост" (16 февраля 2014): В Израиле умер исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

Ушел из жизни Анатолий Кардаш. Талантливый писатель, историк, публицист и переводчик, в недавнем прошлом один из лучших гидов и сотрудников Зала Имен и Международной школы по изучению Холокоста "Яд ва-Шем", друг Центра "Холокост".
Анатолий Кардаш родился в 1934г. в г.Киеве, жил в Одессе, откуда, к счастью, был эвакуирован вместе с матерью, о чем впоследствии рассказал в книге "У черного моря". Еще в годы "застоя" он приобщился к еврейской истории, теме Холокоста и героизма, переведя с польского языка книгу Б. Марка «Борьба и гибель Варшавского гетто», что послужило основой для книги "Черновой вариант"(Израиль, 1994).
С 1991 года А. Кардаш – сотрудник Зала Имен "Яд ва-Шем". Его вторая книга "Посреди войны. Посвящения"(1998) – результат работы в Израиле в Зале Имен и преподавания на курсах Международной школы по изучению Холокоста "Яд ва-Шем".
В 2003-м выходит сборник «Холокост. Антология», получившая международное признание. Впервые он был презентован в НПЦ «Холокост». Заслуга А.Кардаша как редактора и составителя в том, что в "Антологию" вошли малоизвестные и неизвестные русскоязычному читателю статьи, эссе и т.д.
В 2004 году выходит очередная книга "У черного моря", посвящена подвигу спасителей евреев - Праведников мира Одессы и представляет собой "полудокументальное повествование" (А.Кардаш), хотя по сути является настоящим исследованием, поскольку поднят пласт архивных документов, приведены свидетельства очевидцев, взятые А. Кардашем как в Израиле, так и в Одессе.
Писатель участвует в переводе книги одного из ведущих историков Холокоста на территории СССР Ицхака Арада, посвященной евреям Советского Союза в Великой Отечественной войне "Они сражались за родину"(2011)("Гешарим Мосты культуры" – Иерусалим – Москва)
Книга «Преображения еврея» (2013) затрагивает проблематику героизма на протяжении всей истории еврейского народа. Примеры воинского героизма евреев в годы Второй мировой войны приведены на основе архива "Яд ва-Шем". Одна из ее презентаций состоялась в Музее еврейского наследия и Холокоста "Энергия мужества", деятельности которого, как хранителя "овеществленной памяти", А. Кардаш дал высокую оценку.
Последняя книга "ШОА Ядовитая триада" – "попытка разглядеть в истории корни ненависти, приведшей к тому конвейерному убийству определённой части человечества, которое называют Катастрофой евреев, Холокостом, Шоа, а точнее всего по-гитлеровски «Окончательным решением еврейского вопроса».
Книги и личный архив израильского писателя Анатолия Кардаша, Аба Мише, его творчество требует осмысления и дальнейшего изучения.
Центр и Фонд "Холокост" выражают соболезнования семье покойного.

сursorinfo.co.il (20 февраля 2014, 13:20): В Израиле умер исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

Российский центр "Холокост" выразил соболезнования семье израильского исследователя истории Холокоста Анатолия Кардаша - писателя, историка и публициста, известного под псевдонимом Аб Мише.
Согласно сообщению центра, президент Фонда "Холокост" Алла Гербер и сопредседатель Центра "Холокост" Илья Альтман высоко оценили вклад в изучение истории еврейского народа израильского коллеги и друга, неоднократно бывавшего в Москве.
В центре «Холокост» не раз проходили презентации его книг, служащих сохранению памяти о Холокосте и героизме европейского еврейства, а также просвещению русскоязычной общественности.
Коллега Анатолия Кардаша, историк и публицист Григорий Рейхман сообщил корреспонденту «Курсора», что Анатолий, умерший 16 февраля в возрасте 80 лет, был похоронен в Иерусалиме на кладбище в районе «Гиват-Шауль».

Юрий Ляховицкий (16 февраля 2014 года): Памяти коллеги. Анатолий Кардаш

На восьмидесятом году ушел из жизни известный исследователь Катастрофы европейского еврейства Анатолий Кардаш.
Д-р Анатолий Абрамович Кардаш (Гринфельд), инженер-литейщик из Харькова (незадолго до эмиграции жил и работал в Москве), приехал в Израиль в 1991 году и круто "переменил участь", прослужив все эти годы в Зале Имен мемориального комплекса "Яд ва-Шем".
Работая в аривах Яд Вашема, он скрупулезно собрал и скомпиллировал обширный материал по истории Холокоста на территории бывшего СССР и еврейской экзистенции в современном мире, став автором 7 посвященных этим темам монографий: "Внимание, евреи!" (1990), "Черновой вариант" (1994), , "Посреди войны. Посвящения" (1998), "Холокост. Антология" (2003), "У черного моря" (2004),"Преображения еврея" (2013), "ШОА Ядовитая триада".
Мы еще долго будем помнить нашего коллегу-земляка и передаем свои искренние соболезнования семье покойного.
Мир праху его...



И еще, и еще, и еще:

Григорий Рейхман (Еженедельник "Новости Недели", 20 февраля 2014 г.): Он был на службе у вечности...

Не стало Анатолия Кардаша. Писателя, историка, публициста, переводчика. Одного из лучших русскоязычных гидов и сотрудников Зала Имен Иерусалимского мемориального комплекса "Яд ва-Шем", лекторов в Международной школе по изучению Холокоста "Яд ва-Шем". Известного не только в Израиле, но и далеко за его пределами благодаря многочисленным изысканиям, получившим отражение в его статьях и книгах о Холокосте и героизме европейского еврейства. ...Читать полностью...

Лена Цвелик (апрель 2014 г.):

Летом прошлого года, я послала текст одной из своих статей Аб Мише, нашему старинному другу - писателю, историку, человеку удивительной судьбы, о котором с такой любовью и признательностью написали его близкие друзья.
Со свойственной ему деликатностью, Толя прислал мне благожелательный отзыв, однако в письме были и такие строки: "Моя душа - наверно, к сожалению, - закрыта для всяких мистических откровений и объяснений - Холокост мешает"...
Мы встретили Толю на семинаре у Миши Эпштейна в 1987 году, а через несколько месяцев он уже читал у нас на квартире отрывок из книги "Черновой вариант", с которой началась его титаническая работа по исследованию Катастрофы европейского еврейства и спасению памяти о Катастрофе. А потом были другие книги: "Посреди войны. Посвящения", "Холокост. Антология", "У Черного моря", "Преображение еврея", и последняя "Шоа. Ядовитая триада", которой он уже не увидел.
Наша дружба продолжалась, и когда мы бывали в Израиле, то встречались в Иерусалиме, в последний раз это было в марте 2013 года.: "Толина квартира, как машина времени, переносит нас в далекие 80-e. На стенах - картины с родными пейзажами, фотографии Галича, Сахарова, Эренбурга и Корчака, полки забиты книгами, среди которых, скажу с гордостью, стоит и моя. На столе - слоеный яблочный пирог, израильское вино, чай и замечательный кофе, который так хорошо варит по местному рецепту Толина жена Лена. Приходят гости - великий Рафаил Нудельман с женой Аллой Фурман, и мы пьем за его здоровье, т.к. сегодня - его день рожденья. Нудельман издавал когда-то журнал «22» и это были лучшие годы журнала", - так писал об этой встрече Алексей Цвелик.
"Толя, ты - Анский сегодня, и велики заслуги твои перед еврейством!" - говорила я ему восторженно. Как велики, мы понимаем только сейчас, читая и перечитывая его труды, которые навсегда останутся в еврейской истории.
Мало кто мог так писать о Катастрофе, как Толя; он жил и нес в своем сердце тяжелый груз, хотя внешне был добрым, веселым, светлым человеком; он спешил, он понимал, как дорого время, сколь многих свидетелей надо успеть опросить, сколько информации обработать и пропустить через себя, чтобы передать нам и нашим детям память о Шоа.
Я перечитываю последнюю книгу Аб Мише, "Шоа. Ядовитая триада", и думаю, что не только дети наших детей, но и друзья наших друзей должны знать и помнить о чем он писал, чтобы "никогда больше" не стало "навсегда снова".

Марина Кемельман (Журнал-газета "Мастерская", Апр 20, 2014): Памяти писателя Аб Мише

Он смотрит на тебя, а ты на гору,
Куда тебе еще взойти придется.
Не подвергая прошлое разбору,
Аукнется внутри и отзовется

Первичность слова, сомкнутые веки,
Согласие, что жизнь преодолима.
Всего-то слабость - тело в человеке,
Особенно у стен Иерусалима.

Страницы пожелтели, сохраняя
Наивность слога, детские помарки,
Писала ручка темно голубая,
Горя усердьем, хроники в тетрадке.

Чтоб после получить привет далекий
Из тех краев, где добрая забота
Хранит твой род, отодвигая сроки
Оплаты векселей с угасшей нотой.

Да, нужно будет после расплатиться.
Цена вопроса - искренность ответа,
Длина воспоминаний, скорбь на лицах,
Меж ребер не разменная монета.

Плати долги сбежавшею слезою,
Молчанием, коль время бесполезно,
Цветным дыханьем, понятой строкою
И мужеством перед грядущей бездной.

А у меня тут постный борщ. Неделя
Кончается - остался хвостик куцый.
Съедим свой суп, но не помолодеем -
Сквозь мелочи уже не протолкнуться.

Есть в памяти, что мы в безвестье канем
За гору, где приют последний шествий.
Там две свечи горят под черным камнем
И длят свой свет меж нами и ушедшим...

Д-р Арон Шнеер (Интернет-газета "Мы здесь" #446, 17-23 апр. 2014): Слово об Анатолии Кардаше, преображавшем евреев

Познакомились мы с Анатолием Кардашем на одном из семинаров в 1992 г. в киббуце "Лохамей ха-геттаот" (Борцы гетто). Наши выступления были созвучны. Мы рассказывали о еврейском сопротивлении. Я - о евреях-партизанах, Анатолий - о восстании в Варшавском гетто. Рассказывал ярко, неравнодушно. Видно было, что все пропущено через сердце. После его выступления я подошел к нему, мы познакомились. "Толя, Толик" - так с первых минут знакомства я стал называть его, показал свою книжку "Внимание - евреи!", вышедшую в Москве в 1990 г.

Дальше всё наше общение, совместную работу в Зале Имен "Яд ва-Шем" можно обозначить двумя словами: "Внимание - Кардаш!". Кардаш – значит, интересно и талантливо, Кардаш – значит, неожиданно, значит – независимо. Кардаш – значит, вопреки, Кардаш – это свое мнение.

[...] В 1993 году вышла его книга "Черновой вариант", принесшая ему известность среди историков и литераторов и, конечно, признание и любовь читателей.

"Черновой вариант" - рассказ о теории и смертоносной практике всемирного антисемитизма. Автор свободно перемещается во времени и пространстве мировой истории. От библейских времен Востока, Древней Греции и европейского средневековья - до чудовищного в своей ненависти и жестокости ХХ века. Эту книгу надо прочитать всем, не только евреям. "Я ее читаю в Судный день", – однажды сказал мне один из наших экскурсоводов "Яд ва-Шем".

Книга, на первый взгляд, кажется собранием разновековых событий и цитат из разноплеменных, разбросанных во времени авторов. Однако всё служит одной цели: показать, что на евреях прорабатывался лишь черновой вариант решения национальных проблем, которые столь же кроваво могут быть решены и сегодня. Книга - предупреждение, урок, который так и не выучен человечеством.

А каким великолепным языком это написано! В авторских лирических отступлениях от основной темы - истории еврейского народа на пути к Катастрофе, рассказы о самой трагедии, о красотах лесов и озер русского Севера и просторах средней полосы, размышления о русской истории, христианстве. Исторические события и термины органично сплетены в замечательную вязь русского языка благодаря особому стилю Кардаша. Этот стиль узнаваем во всех его последующих книгах. Язык Анатолия, естественно, современен, но в нем жемчужинами разбросаны славянизмы, архаизмы, сознательно происходит нарушение требований канонического стиля построения предложений в русском языке. Авторский стиль, особенный ритмический строй слов и предложений, в котором хотя и ощущается влияние работ Солженицына, трудов Костомарова, Ключевского, Соловьева, абсолютно самостоятелен.

Следующая книга - "Посреди войны. Посвящения" - вышла в 1998 году. Это рассказ о людях. Разных. О тех, кто создал "Яд ва-Шем" и непосредственно об этом всемирно известном исследовательском центре-институте-музее. Пожалуй, лучшее, что написано о нем на русском языке. Анатолий Кардаш от глобальных философских, еврейско-общечеловеческих проблем переходит непосредственно к человеку. И опять - ярко, оригинально, по-своему. Рассказывает через призму своей повседневной работы в "Яд ва-Шем". За годы работы в Зале Имен через руки и сердце Анатолия прошли тысячи листов свидетельских показаний с рассказами о погибших евреях. Две-три короткие строки, приведенные Анатолием в книге, - и складывается мозаика великой трагедии нашего народа, человеческой низости, предательства, жестокости соседей, и в то же время - великого подвига самопожертвования ради спасения истребляемых евреев не только соседями, но и просто чужими людьми.

Мне эта книга особенно дорога памятной надписью Толика: "Арону - человеку-бойцу из соседнего окопа". Не ради хвастовства я привел этот автограф. Из него видно, что Толя воспринимал свою работу как пребывание на фронте, как повседневный бой за восстановление правды о евреях. О евреях - не рабах, а борцах. Недаром одна из его книг называется "Преображение еврея". На обложке изображен Давид, сражающийся с Голиафом. От библейских времен до сегодняшнего дня ведет свой рассказ о еврейском героизме Анатолий Кардаш. Все в одном строю - библейские герои, маккавеи, еврейские пираты, кантонисты, герои Шипки и Йосеф Трумпельдор, евреи, заслужившие георгиевские кресты в Первую мировую, неизвестные герои Великой Отечественной и Герои Советского союза... Через тысячелетия проводит Анатолий читателя, развенчивая слагаемые антисемитами мифы о еврейской трусости, неспособности быть воинами, героями...

И сам Анатолий в каждой из своих книг выступал борцом против лжи, мифов, неоднократно вызывая огонь на себя.

Особое место в творчестве Анатолия занимает книга "У черного моря". С одной стороны, писатель остается верен своей теме - Катастрофе еврейского народа, но вновь из космоса этой трагедии спускается на землю и приходит в Одессу - город своего детства. Он рассказывает о том, что происходило в Одессе и окрестностях в годы войны. И вновь - судьбы людские. Однако книга имеет особое название и смысл, который подчеркивается тем, что слово "черного" написано со строчной, а не с прописной буквы, как должно было бы быть. Речь в книге идет вовсе не о Черном море, речь идет о черном море бескрайней и бездонной человеческой беды, в которой оказались люди во время войны.

Последняя книга Анатолия - "Шоа. Ядовитая триада". Вновь возвращение к обобщению, философии и систематизации составляющих антисемитизм. Он успел увидеть сигнальный экземпляр...

Книги, словно дети, покидающие родительское гнездо, переживающие своих родителей, уходят в самостоятельную жизнь. Книгам писателя-публициста-историка Анатолия Кардаша, написанным его душой и сердцем, суждена долгая жизнь.

Толик, мы помним тебя.

(Приведено с сокращениями, читать полностью)

Евсей Цейтлин (журнал "Слово\Word" N81, 2014): Откуда и куда. Светлой памяти Аб Мише (Анатолий Кардаш)

В начале девяносто второго года в Иерусалиме мела метель. Такой зимы не знали здесь лет сто. Пешеходы тонули в сугробах, машины выделывали на дорогах пируэты, ураган легко надламывал пальмы. В те дни я читал рукопись, которая, как и метель, возвращала меня в Россию. На первой странице стояло: Аб Мише, "Черновой вариант". Автором был недавний репатриант из Москвы - в миру его звали Анатолий Абрамович Кардаш.
Произведение это, не похожее ни на какие другие, имело и свою - необычную - судьбу. Рукопись еще не была издана отдельной книгой, но о ней знали многие. Сначала "Черновой вариант" приобрел известность в "самиздате", потом - в отрывках - начал "гулять" по страницам российских и израильских изданий. Наконец, знаменитый литературный критик Лев Аннинский опубликовал о рукописи (!) Аб Мише большую и, как всегда, яркую статью в одном из московских журналов. Там были такие слова: "...огромное, фундаментальное исследование еврейского вопроса, затрагивающее все области гуманитарного знания и все этапы тысячелетней диаспоры".
Признаюсь: мне непросто сейчас представить читателю произведение Аб Мише. Непросто передать дерзкий замысел автора. Начну с того, что сразу бросалось в глаза и, конечно, удивляло, настораживало. Многие главы "Чернового варианта" почти целиком состоят из ...цитат. Причем, иногда эти выписки очень длинны - занимают по нескольку страниц, текут себе привольно, прерываясь лишь кратким (в одно-два-три предложения) комментарием автора. Может быть, перед нами хрестоматия? - спрашивал я себя. Нет, это не так. Цитаты здесь совсем не нейтральны: порой продолжая друг друга, они чаще спорят между собой. Книга-диспут? Однако и это не точно. Тем более, что нередко скрепляет цитаты не проблема, идея, но какая-то ассоциация, не сразу понятная читателю, какой-то образ, промелькнувший в авторской памяти.
Однажды я догадался: Аб Мише написал исповедь. Да, исповедь, которая построена очень непривычно для нас. Автор нередко говорит с помощью чужих слов, но выражает выстраданное, свое.
Наверное, кому-то покажется, что здесь есть противоречие между главной, сокровенной сутью этого повествования и его литературной формой. Противоречия нет. Ведь перед нами - хроника "расследования" еврейской истории. Или даже так: дневник познания истории человечества через призму еврейской судьбы. Субъективность взгляда не только не отменяет, но предполагает особую точность в изложении материала. Конечно, "итоги" расследования как бы заранее известны, но Аб Мише должен был перепроверить их для себя. Не каждый решится, думал я: за формулами ученых, цифрами, политическими программами, сбивчивостью писем - кровь. Аб Мише решился.
Почему и как он однажды пришел к мысли начать свое расследование? Ответ, по-моему, очевиден. Анатолий Кардаш принадлежал к "безмолвному" советскому еврейству. Жили: забывая родной язык, не зная традиций, теряя национальную культуру. Но, как известно, исход из египетского плена регулярно повторяется в еврейской истории. Процесс этот всегда начинается не только с подвига вожаков, но и с попыток отдельной личности познать самое себя - корни, дальнее и близкое прошлое. С попытки победить в себе раба. Конечно, такой процесс самоосмысления необходим и народу в целом, если только тот хочет выжить, обрести новое дыхание.
Итак, путь в символическую "пустыню". Где прошел он для Аб Мише? Перед читателем - Древняя Греция и Рим, Египет, Испания, Португалия, Франция, Германия, Польша... Но если говорить точнее, первая и главная остановка в этом маршруте - Страна Антисемития. Вот ее контуры: "универсальная система ненависти", границы - "вне географии и этнографии", легко проходят "по землям, по душам". Ничуть не стараясь упрощать, Аб Мише анатомировал эту систему. Выделил фундаментальные основы: идеология, история, право. Рассмотрел формы и технику осуществления, области "применения" и проявления: наука, здравоохранение, культура, любовь, развлечения, школа (конечно, в некоторые понятия автор заранее вкладывает иронический смысл). Аб Мише вгляделся и в лица: вожди, сподвижники, элита, рядовые... Да, огромная страна: в сущности, начало ее положено Каином (извечные "семена зла"). Главные же законы жизни этой страны евреи помнят едва ли не генами: всегда и во всем виноват чужой, беззащитный, чаще всего - еврей. А потому, путешествуя по разным векам, Аб Мише обнаружит одно и то же: "...кровь зарезанных стояла в синагоге повыше порогов". А потому: "Такой-то город взят - погром. Такое-то местечко потеряно - погром. По дороге наступления - погром. По пути отступления - погром".
Симптоматично, что "загадка" антисемитизма мучает прежде всего самих евреев: наиболее совестливые в порыве самобичевания пытаются найти хоть какую-то правоту у оппонентов, понять хоть какие-то доводы своих гонителей (здесь и причина кажущегося таинственным еврейского антисемитизма). Напрасные терзания! - многократно убеждался Аб Мише. Ведь антисемитизм, в конце концов, - это не проблема самих евреев. Это - взгляд на мир, своеобразная лакмусовая бумажка человечества. Антисемитизм, - говорил Жан-Поль Сартр, которого так любит цитировать Аб Мише, - это "страх перед проблемами человеческого существования", страх "самого себя, своего сознания, своей свободы, своих инстинктов, своей ответственности, одиночества, перемен, общества и мира - одним словом, всего, только не евреев". Причем "страсть к антисемитизму нисколько не требует стимуляции извне: она опережает события, которые могли бы ее спровоцировать, она сама их изобретает, чтобы получить возможность найти в них для себя пищу..." История легко подтверждает и другую мысль Сартра: хотя образ еврея наиболее удобен для антисемита, фобия допускает замену - функцию евреев могут выполнять интеллигенты, негры, армяне, цыгане... (сегодня на развалинах советской империи мы видим многовариантность выбора!)
Ведя поиск истины в лабиринтах переменчивой, однако неизменно жестокой по отношению к евреям истории, Аб Мише задумывался о психологии времени и - психологии отдельной личности. Праведника и подлеца, убийцы и жертвы, героя и того, кто так хотел остаться в стороне. Аб Мише умеет почувствовать психологию даже в повороте фразы, в умолчании, оговорке. Поучительно наблюдать вместе с автором плетение словесных кружев, когда государственные мужи виртуозно меняют "точки зрения" на еврейский вопрос. Или - следить за тем, как попадают в паутину антисемитизма ученые, писатели. Если говорить о мастерстве психологического письма Аб Мише, нельзя не вспомнить главу "Фото". Вся глава - восемьдесят машинописных страниц - это уже не подлинная, но мнимая цитата. Искусная имитация, за которой - безыскусная, страшная правда. Погрузившись в документальный материал, Аб Мише реконструировал строй мысли и речи одной из безымянных участниц восстания в Варшавском гетто. Мы как бы вглядываемся в фотографию, обошедшую потом мир: девушка в мужской кепке, распахнутом пальто, дешевых бусах; рядом - эсэсовец, который целится в нее из автомата. Где-то невдалеке другой: хочет запечатлеть эту сцену - на "долгую память"? Вот-вот ее убьют. Но за несколько минут до смерти она расскажет будущему о себе и своих товарищах. "Я говорю сейчас их голосами... Я не выдумаю ни одного факта, ничего не прибавлю, не украшу для занимательности - я не совру, не имею права, да у меня просто нет времени на сочинительство, даже поправить сбившуюся кепку мне некогда. Только бы успеть, пока этот тип возится с фотоаппаратом..."
И еще одним была уникальна книга Аб Мише. Сама по себе она тоже представляла собой редкий, такой необходимый документ - для социолога, психолога, историка советского еврейства. Ученые, к примеру, перечитают даже список авторов, которых "допрашивал" в ходе своего расследования Аб Мише. Вроде бы конгломерат: Л.Толстой, Л.Безыменский, Л.Фейхтвангер, В.Короленко, Л.Гинзбург, З.Косидовский, М.Горький, И.Эренбург, Анна Франк, В.Гроссман... М.Нильсен, И.Тенеромо, Г.Фаст, Э.Рассел... Великие, малоизвестные, забытые имена. Именно их книги, статьи, письма (иногда даже только исторический комментарий к тем или иным трудам) по-своему формировали сознание советского еврея в 60-80-е годы. Характерны сами по себе и повороты, прозрения, тупики мысли автора "Чернового варианта".
Завершив книгу, он прошел, может быть, самую важную часть своего пути по "пустыне". Поставив точку, не случайно вывел рядом с названием еврейское имя - Аб Мише. Что осталось там, в первом, "черновом варианте" его жизни? Детство: родился в тридцать четвертом в Киеве; когда репрессировали отца, мать долго скрывалась от ареста; рос в провинции - сначала в Средней Азии, в эвакуации, потом в поселках и городках, где разрешали жить вышедшему из лагеря отцу. Юность: антисемитизма, кажется, не чувствовал, его, вроде бы, и не было в Сибири, где Анатолий учился в Омском машиностроительном институте. Но вдруг припомнил, как сон, в нашем разговоре: "Почему-то я радовался, что не похож на еврея..." Зрелость: работал в Харькове, на "почтовом ящике", защитил диссертацию; жизнь таяла, уходила в никуда, теряла смысл. В поисках этого смысла он и задавал себе вопросы: кто я в этом мире; почему страдал и страдает мой народ; вечен ли антисемитизм; как остаться собой в бесчеловечных обстоятельствах тоталитаризма?
Впрочем, здесь уже начинаются страницы его дневника. Там "детские" вопросы эти конкретизируются, обрастают плотью истории. А еще в "Черновом варианте" звучит мелодия - то нежная, лиричная, то насмешливая, бравурная, то скорбная. Соглашусь с Львом Аннинским: "...книга, построенная на выдержках из других книг, - не "научна", она музыкальна от первой до последней строки". Я думаю, это своеобразный показатель глубинной точности "Чернового варианта": ведь музыка лучше всего фиксирует внутреннюю жизнь личности, движения души.
...Снова вернусь в прошлое. В двадцать восемь лет у него обнаружили злокачественную опухоль, уже были метастазы. Безнадежно - так понял Анатолий диагноз врачей, когда однажды ночью выкрал и прочитал "историю болезни". Он рассказывал мне об этом, чуть смущаясь, боясь сбиться на пафос: "...Только сам я был уверен: выскочу, выкарабкаюсь; поправившись, гадал: для чего же судьба подарила мне жизнь?"
Аб Мише уже мог ответить на этот вопрос, завершив "Черновой вариант". Опыт самопознания состоялся. Он репатриировался в Израиль, начал работать в мемориальном комплексе "Яд ва-Шем". Снова шли годы. Выходили его книги: "Внимание: евреи!", "Черновой вариант", "Посреди войны. Посвящения", "У черного моря", "Преображения еврея", составленная им антология "Холокост. Убийство евреев в 1933-1945 гг.". Здесь можно было бы привести отзывы критиков, но лучше процитирую тревожное предупреждение писателя Рафаила Нудельмана: "Читаю "У черного моря" и все время безумно боюсь, что большинство читателей не заметят, мимо какого замечательного писателя они прошли, увлеченные и потрясенные документами, показаниями, кровью и муками... "

***

...Вечером 16 февраля 2014-го я прочитал сообщение информационного агентства: "умер писатель, известный исследователь Катастрофы восточно-европейского еврейства Анатолий Кардаш (Аб Мише)". Нынче ему должно было исполниться восемьдесят. Разных людей в разных странах, как магнит, притягивала к себе душа этого светлого человека. А мне дорога его надпись на одной из подаренных им книг: "Да пошлет нам судьба возможность дружить (хоть и на расстоянии) долго-долго".
Древние мудрецы советовали преодолевать боль утраты, размышляя об уроках человеческой жизни. Так я опять вспомнил нашу первую встречу с Аб Мише в заснеженном Иерусалиме. Так опять открыл его "Черновой вариант" - удивительную книгу, которая поможет еще многим путникам уточнить маршрут: идти по "пустыне" легче, когда твердо знаешь главное - откуда и куда идешь.

Рафаил Нудельман (22 февраля 2014 г.): Светлой памяти

Я был у него в больнице в субботу днем. Впервые за двенадцать суток – после нескольких дней в палате интенсивной терапии, под искусственным дыханием, а затем после трахеотомии, - он произнес вслух, не одними губами, несколько внятных слов, поднял руку, соглашаясь с чем-то услышанным, улыбнулся сказанному, попытался что-то написать на подставленном экране и даже, под конец, поднялся с постели и посидел несколько минут в кресле. Потом все-таки попросил уложить его снова – устал. Очень чувствовалось, особенно после всех этих страшных дней, что он идет на поправку, что он еще раз ушел от смерти. ...Читать полностью...

Светлана Краснова (газета "Вести", 17 апреля 2014): Шоа. Ядовитая триада

Совсем немного не дожил до выхода своей последней книги Анатолий Кардаш (псевдоним Аб Мише), доктор технических наук, писатель, историк, известный исследователь Катастрофы европейского еврейства, автор нескольких книг по истории антисемитизма и Холокоста, многие годы проработавший в мемориальном комплексе Яд ва-Шем. ...Читать полностью...

JewishNet (16 February 2014): Ушел из жизни Анатолий Кардаш (Аб Мише)

NewsIL.RU (17-02-2014, 06:04): В Иерусалиме на 80-м году жизни скончался известный исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

Jewish.ru (17.02.2014): Ушел из жизни историк Холокоста Анатолий Кардаш

kinomusyk.ws (17.02.2014, 10:01): Ушел из жизни исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

Исрагео (Фев 16, 2014): Евреи потеряли чувство этики

7 Дней (16-Feb-2014 09:26 pm): Ушел из жизни исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

Аруц Шева (16.02.2014, Адар 16, 5774): Скончался ученый-историк Анатолий Кардаш

Курьер (16 февраля, 12:08): Ушел из жизни исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

Русская Реклама (16.02.2014): Ушел из жизни исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

Sem40 (16-02-2014, 16:58): Ушел из жизни исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

Евроазиатский еврейский конгресс (17.02.2014): Ушел из жизни исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

Наутилус (20.02.2014 13:20): В Израиле умер исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

funos.ru (17-02-2014, 06:08): В Иерусалиме на 80-м году жизни скончался известный исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

NewsFort (16 Фев. 2014, 11:06): Ушел из жизни исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

IsraelOnline (20 Фев 2014): В Израиле умер исследователь Холокоста Анатолий Кардаш

Dor le Dor (02/16/2014 - 15:03): Исследователь Холокоста




Все, что Вы хотели бы добавить к этой страничке памяти, шлите, пожалуйста, на email akar@012.net.il. Спасибо!






Аб Мише © 2006 Все права защищены Designed and Powered by BU-Design © Art Studio