Александр ШАПИРО
Слово о книге «Черновой вариант»
Все мы, живущие нынче тут иммигранты, вышли из страны молчания. Из атмосферы недоговоренностей, иносказаний. Где уют кухни заменял нам клуб, а
поднятый вверх указательный палец служил знаком «Стоп» для так и не вышедшей в свет мысли. Тогда каждое упоминание о евреях и еврействе, будь
то в печати или в эфире, вызывало специфический интерес. Сегодня все иначе. В бывшей советской империи выходят десятки еврейских журналов и
газет на русском языке. Многие узнали, что понятие "еврей" и "сионист" — не одно и то же. Да и само слово "сионист" вовсе не ругательство...
Непонятно лишь одно: почему прессы становится все больше, а евреев — все меньше? И какие причины положили начало нашему новому исходу, когда,
казалось бы, появилось столько возможностей? А выбирают одну: уехать.
Одну из причин этого явления высвечивает вышедшая в Израиле книга Аба Мише "Черновой вариант" . Книга издана на русском языке в Иерусалиме. Она
состоит из цитат и афоризмов, неизвестных фактов и малоизвестных событий, комментариев и воспоминаний, поэтических рассказов и документальной
прозы. Перед нами — три обоснования антисемитизма: идеологическое, историческое, правовое. Описание техники исполнения и сферы применения.
Интересна и необычна история создания книги. Благополучный советский инженер много лет тому назад прочитал польскую книгу о Варшавском гетто,
его борьбе и трагической гибели. Книга настолько захватила и увлекла его, что он перевел ее на русский язык... Сократил. Решил написать
предисловие. Работа над предисловием окунула его в такой необъятный и многострадальный мир еврейства, что он принялся пополнять имевшуюся у
него информацию все новыми и новыми сведениями. Остановился только через 8 лет. Предисловие выросло в книгу, а инженер Анатолий Кардаш — в
писателя Аба Мише. Книга стала заметным явлением еще в рукописи, она долгие годы в фото— и ксерокопиях шла к своему читателю. Как замечал сам
автор, в державе, где он жил до 1991 года, "все чего-то нехватало: до перестройки — отваги, при новых свободах — бумаги".
И все-таки рукопись стала книгой, уникальность которой отмечают авторы многих рецензий, появившихся в Израиле, Америке, России...
Название книги "Черновой вариант" — это тот еврейский черновой вариант судьбы всего человечества, который был подготовлен и испробован на
деле нацистами. Научил ли чему нибудь этот страшный опыт мир или ничему не научил? Вот та мысль, которая не дает покоя после прочтения книги.
Интересная газета (США), №149, 29 ноября-5 декабря 1997 г.
***
Леонид АШКИНАЗИ
«Черновой вариант»
Сделан еще один взнос в счет бесконечного долга, выполнен еще один пункт из бесконечного обязательства. Обязательства, которое наш народ —
хоть, как гласит устная Тора, и не совсем добровольно — взял на себя в начале времен. Обязательства, которое каждый из нас — неко-
торые, быть может и не совсем добровольно — взял на себя какое-то время назад. Обяза- тельства быть евреем.
Некоторые из нас, наверное, и не заметили, как и когда стали носителями этого клейма, этого отличия. А кто-то — прочитав эту книгу... Автор —
Аб Мише, гражданин Государства Израиль, бывший гражданин Советского Союза, сотрудник Яд ва-Шем, бывший руководитель "Клуба 22" в Москве.
Были также клубы и в других городах, было интересное время, когда смешивалось благоговение перед Израилем, интерес к культуре, и радость
оттого, что российская история позволила открыто исповедовать эти чувства и собираться "больше троих". А руководитель клуба, писатель Анатолий
Кардаш, написавший под псевдонимом Аб Мише книгу 'Черновой вариант», пытался ее издать.
О, история с географией! Хотя длилась она меньше 40 лет, и на том спасибо. Такая вот география: разъехались члены клуба, прошло под влиянием
писем с исторической родины благоговение перед Израилем, уступил первое место в кругу забот интерес к культуре —поискам сначала еды, а теперь —
работы...
Забыты времена, когда собирались, озираясь и дергаясь; стали активисты кто шестерками и ворами, кто мирными гражданами, работающими на трех
работах. И вышла книга, которую мы тогда читали, листая потрепанные от 40-недельной дороги через руки людей страницы энного машинописного
экземпляра.
Собственно, это ведь не первая книга о страданиях моего народа — да и не сотая. Но она кое чем отличается от остальных. Во-первых, она не
только художественная и не только документальная: в ней есть и документальный и художественный слой, причем в том необъяснимом единстве,
которое и создает книгу. Во-вторых, она повествует не только о жертвах и убийцах. Были и те, кто спасал, и было их поразительно много. Особенно
если вспомнить установленную за это нацистами цену—жизнь спасавшего, часто вместе с его семьей. В-третьих, она не замыкается на одних евреях.
В-четвертых, и "это, видимо, самое существенное отличие этой книги от других — она не замыкается на жертвенности. Да, на фронтах войны, которую
мир вел против тогдашнего нацизма, воевали — и великолепно—евреи...
Тем, что все эти слои материалов объединены в одной книге, она и отличается от других. Написать ее, опубликовать ее, прочесть ее и донести до
тех, кому еще рано читать ее сегодня — наш долг.
«МЕГ-Международная еврейская газета» (СССР), №22 (157), ноябрь 1995 г.
***
Борис ШУСТЕФ
Из статьи «Отсидеться не удастся»
На протяжении двух тысячелетий галута у евреев выработался автоматический ответ на погромы, гонения и притеснения: либо бежать, либо спрятаться
и отсидеться, переждав беду... Нашей защитой от погромщиков в подавляющем числе случаев была не дубина, а лихорадочно работавший мозг, отчаянно
искавший ответ на вопрос, где бы получше спрятаться.
…Всплеск героизма Варшавского гетто будет аберрацией, а не нормой. Несколько десятков молодых евреев поднимут знамя борьбы лишь тогда, когда
никаких надежд на возможность отсидеться не останется и в помине... Они не хотели сдаваться без боя, у них отсутствовал ген рабской
ментальности, ген гетто... Его не было у восемнадцатилетнего Моше Подхлебника, бежавшего из Хелмно, одного из самых засекреченных нацистами
концлагерей. Аб Мише написал о Подхлебнике в обязательной для прочтения книге «Черновой вариант»: «Недостреленный, недожжённый, с пулевой
дыркой в голове, он выполз из костра для трупов, пока часовым дым застилал глаза. По декабрьскому мокрому полю проволокся сотню метров и
свалился в лагерную сточную канаву. У него сквозь обугленную кожу белели кости. Чтобы заглушить боль, он окунал раны в жижу канавы.
Представляете? В канаве дождался ночи, каким-то чудом миновал охрану и ограду лагеря и ещё полз километра два по слякоти и по снегу... Ехал
мимо еврей на санях, подобрал его, отвёз в деревню. Полумёртвый Моше сумел не потерять сознание и рассказать местному раввину про газирование
евреев, чтобы сообщили всем окрестным гетто. Между прочим, Подхлебник выжил – вот судьба бойца, а не жертвы» ( Аб Мише, «Черновой вариант»,
Иерусалим, 1994)...
«Еврейский Мир» (США), 9 Июня 2005
***
Леонид Смиловицкий
Черновой вариант
Книга - размышление о судьбе 5 миллионов 700 тысяч наших братьев и сестер, вычеркнутых из жизни нацистами полвека назад...
Книга Аба Мише по-своему уникальна. Используя многие исторические эпизоды и примеры, малоизвестные широкой читательской аудитории,
автор выстраивает удивительно цельную картину под названием "АНТИСЕМИТИЗМ".
Сам Аб Мише определяет свою работу как "россыпь фактов, событий, цитат, возвращение толики долга в пепле невосполнимых утрат". С этим вряд
ли стоит соглашаться. Написанное - не дайджест, не цитатник и не книга вопросов и ответов на тему "Кто такие евреи и что с ними случилось за
последние три тысячи лет?" "Черновой вариант" – это яркий публицистический портрет народа и его судьбы. Это рассказ о том, как был рожден
антисемитизм, кто пользовался его плодами и почему это смертельно опасно не только для евреев...
Книга соткана из внешне отрывочных лоскутков, которые последовательно подчинены общей цели, поражают своей откровенностью. Афористичность и
энциклопедизм избраны как подход к осмыслению еврейской истории.
Книгу Аба Мише нельзя просто открыть, прочитать и забыть. К ней хочется возвращаться снова и снова...
«Новости недели. День седьмой» (Израиль), 05.08.1994 г.
***
«Черновой вариант» Аб Мише – книга, жанр которой невозможно определить, используя литературоведческие термины; с каждой страницы
которой встают призраками узники двух стран, не обозначенных на географических картах: страны Антисемитии и страны Фобии, и обретшие мощь
голоса их - очевидцев,жертв - взывают к сердцу и разуму... "Имеющий уши да услышит".
"Шалом" (Москва, СССР), 1989, №4, с. 123
|