Михаил ХЕЙФЕЦ

Книга нашего поколения

В Израиле его зовут на русский манер: Анатолий Кардаш. А в России он называл себя "Аб Мише" и так подписал свою книгу "Черновой вариант". Здесь он, несомненно, видится русским автором. Чего стоит одна ремарка при упоминании фамилии героя Варшавского гетто - "умер в возрасте Христа"! Или лирические сцены – в ореоле православных церквей... А в России Аб Мише, конечно же, считался евреем-израильтянином. Человек, чья боль - национальная боль, и все события мировой истории рассматриваются им лишь через единственную призму: чем это было для моего народа? Перечитываю "Черновой вариант" - и постоянно думаю об авторе. Боюсь за него. Не останется ли Толя Кардаш автором единственной книги? Книги, в которую он вложил всего себя, без остатка на будущее... В ином случае, издавая эту книгу в Израиле, он бы, пожалуй, ее переделал. В конце концов, большая ее часть - документальная проза. Такой жанр правится, если автор находит новую информацию. Более обширную или более точную, чем старая. Но Аб Мише ничего не захотел изменить в своей книге, написанной там, в России. То есть поступил как типичный лирик. Как автор прозы исповедальной... ...В подобной организации книжного текста - через российские лишь источники, т. е. заведомо рискуя ошибиться, заведомо обрекая свое творение на устарелость - мне виден особый принцип Аб Мише, который и есть оправдание его книги перед историей и возможность произведения стать памятником - если не эпохи, то российской общественной мысли. Книга Аб Мише на самом деле о том, как мы, поколение людей, рожденных и воспитанных советской властью, искали и находили в ее время истину. Искали в книгах, которые стояли на полках публичных библиотек, в сборниках документов, что считались вполне общедоступными (вроде "Нюрнбергского процесса"), в журнальных публикациях "Нового мира" и даже "Звезды". Кто в России искал истину - мог ее найти. Одни из этих искателей истины приехали потом в Израиль, а другие сотворили перестройку. На частном примере дороги молодого советского парня к познанию судьбы еврейства Аб Мише воссоздал типичный духовный путь развития людей нашего с ним поколения - тех, кто обновил Россию и, может быть, обновит в будущем и Израиль? А не так уж плохо мы узнавали историю, судя по этой книге! Замечали цепким глазом бывших комсомольцев идеологические клише, меты, крючки, которых, может быть, и не засекали люди, воспитанные в западной, свободной ментальности. Замечали, например, что националисты, ненавидевшие евреев, на самом-то деле презирали человека вообще, Дух вообще, религию вообще... Своего человека, свою веру они презирали тоже! Где он нашел эти удивительные и такие характерные фразы, этот Аб Мише: "Мы, немцы, все разбойники... Не забывайте, что немецкая литература началась с "Разбойников" Шиллера"? Это Ганс Франк, адвокат по образованию, главпалач польских гетто! Или Кальтенбруннер: "Я от души приветствую идею того, что истребление народов должно быть заклеймено международным соглашением как преступление и должно строго наказываться". А ведь он вовсе не был трусом, Кальтенбруннер: мужественно держался перед трибуналом и стойко умер. Это я помню еще из рассказов 40-х гг. Но хоть как-то спасти свою личность этот подсудимый мог одной ценой - отрекшись от своей "жизни и судьбы"! А чего стоит наци №2 Геринг: "Я счел бы за честь воевать вместе с евреями против английских оккупантов". И ведь и этот не трусил и держался мужественно перед трибуналом. Просто единственной скрепой личности бывшего смелого аса-летчика оказалось преклонение перед Физической Силой. Есть сила у фюрера - он был с ним, а появилась она у евреев - почему бы не помечтать о борьбе рядом с ними, в их рядах... Тем более что евреи победили в войне. Раз победили, значит, правы они, а не мы, немцы. И вообще - "два немца - уже банда" (все тот же Геринг)... Многие утверждают, что гитлеровцы верили в свои идеи. Но почему же тогда фюрер германского народа так страстно прятал даже от своих, от немцев, тайну истребления "недочеловеков"? Он ведь не оставил ни единого документа о принятии проекта "окончательного решения" (знаменитый "протокол Ванзее" составили только к началу ВТОРОГО этапа операции, к моменту, когда развертывали лагеря смерти - а само "окончательное решение" до их открытия проводилось полгода!). И когда эсэсовцы подавля- ли восстание в Варшавском гетто, то сначала официально сообщили: "Проводится дезинфекция Варшавы, там бушует сыпной тиф", потом: "На гетто напали польские бандиты, немецкая полиция спасает жителей гетто", потом - по мере усиления сопротивления - польских бандитов сменили в сводках "германские мародеры" (а с немцами, сами понимаете, даже СС нелегко справиться - потому столько в Варшаве и воевали)... И это – идейные борцы с еврейством? Полноте! И опять изумительно найденная цитата из Гиммлера - за две недели до конца: "Вы, евреи, и мы, наци, должны совместно закопать топор войны!" Между прочим, Аб Мише не прошел мимо операции рейхсфюрера по подготовке кадров для реализации "окончательного решения": прежде чем приступить к убийствам евреев, руководство СС предложило своим сотрудникам поучаствовать в истреблении газом "генетически неполноценных"... немцев! По данным, найденным Аб Мише в советских источниках, было убито 265 тысяч (по-моему, это некое преувеличение)! Вдумайтесь: они прикончили четверть миллиона СВОИХ сограждан! Уж, конечно, люди, совершившие такое, потом не останавливались перед убийством чужаков... Аб Мише испробовал в различных главах своей книги разные стили, разные жанры, будто примеряя в тексте отражение своей души в разных ее ипостасях: чистую документалистику и лирическую прозу, историческую новеллу и врывающиеся в текст оценочные голоса читателей, обычную прохзу и легендарно-мифологическую (миф о спасении Корчака, например). Самая сильная глава «Чернового варианта», несомненно, - рассказ о битве в Варшавском гетто. И это тоже писал узнаваемый мой современник 50-60-х! Эта поэзия героической борьбы, эта оптимистическая трагедия, когда герои гибнут, но затопив врага своей кровью, убивая эсэсовцев на каждом шагу - тут десяток, там десяток... Убить, задушить палача! В этом гимн жизни! "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой"... И узнаваемая безошибочно мета: столько страсти в рассказе о боевиках, об Анелевиче или Клепфише - и почти ни слова, например, о подвиге Рингельблюма; да и фамилия этого человека, благодаря которому только и попала в центр мирового внимания история Варшавского гетто, почти не упомянута. А живи Рингельблюм, скажем, в Минске - все бы писали сегодня о Минском гетто, а про Варшавское мало кто бы вспоминал... Эту книгу стоит прочитать всякому, кто захочет взглянуть в "еврейское зеркало" и понять, в каком огне из еврея выплавлялся в Божественном тигле израильтянин. Эта книга и выглядит так, что ее хочется прочесть. Чувствуется, как подвиг автора - а писать такую книгу в тех условиях было подвигом - вдохновлял и тех, кто уже в Израиле помогал превратить ее из самиздатских копий в прекрасное творение полиграфии.
«Вести» (Израиль), 13.06.1994 г.