Александр Шапиро
Путь ненависти
Какая в мраке пустота! И пустота во мраке... Это – Шоа или, как принято говорить, Холокост, Катастрофа. Тот «черновой вариант» поголовного
уничтожения народов , который в годы Второй мировой войны был испробован гитлеровцами на евреях перед истреблением других наций... Для
завоевания мира, установления диктата фашизма, права повелевать всеми.
Безумная цель – уничтожение людей по национальному признаку привела к чудовищному преступлению народоубийства – геноциду.
Антисемитизм существовал за сотни лет до Гитлера, но именно при нём, сделавшем еврея главным врагом Германии, которого надо было убить,
он стал главным оружием нацистов, ослепив и большинство немецкого народа. .
Гитлеровцы преследовали многих людей. Но если большинство жертв перед лицом опасности могло ценой отречения от прежних убеждений,
изменения взглядов, предательства вымолить, наконец, право на жизнь, то еврей не имел права ни на что.
ЕВРЕЯ убивали только за то, что он был ЕВРЕЕМ.
Как могло такое случиться в цивилизованном ХХ веке? Что привело мир на самый край Катастрофы, за которой могло последовать уничтожение
самого человечества?
Несть и никогда не будет конца вопросам... Уже опубликовано более 120 тысяч книг на эти темы, не считая статей в периодической печати, но
в конце каждой из них всё равно пробиваются многоточием капли крови... Потому что горе этой трагедии неисчерпаемо и исследование её продолжается.
У меня в руках прекрасно изданная новая антология «Холокост. Убийство евреев в 1933-1945гг. Документы. Свидетельства. Литература»
Составитель и редактор известный израильский писатель Анатолий Кардаш (Аб Мише) продолжает в ней традиционную для него тему, обжигающую нервы,
как и в его предыдущих книгах «Черновой вариант» и «Посреди войны. Посвящения».
Страстный накал, глубокий исторический и научно-философский анализ предисловия, острота публицистики сочетаются в ней со многими
документальными материалами, болью личных свидетельств, отрывками из литературных произведений. Важно и то, что не все опубликованные материалы
известны массовому русскоязычному читателю из-за многолетнего сокрытия фактов уничтожения евреев в бывшем СССР, замкнутости самого общества,
цензуры, негласного государственного антисемитизма.
Например, отрывок из романа Г. Габе «Миссия». В нём рассказывается о созванной по инициативе США в июле 1938 г. конференции 32 стран во
французском городе Эвиане для решения вопроса о приёме десятков тысяч беженцев из Германии. Итог подвела нацистская газета «Фелькишер
беобахтер», выразив полное удовлетворение её завершением: «Вся конференция - огромный провал, чего, собственно говоря, и следовало ожидать с
самого начала. Вместо того, чтобы принять у себя евреев, государства заблаговременно принимают меры к тому, чтобы защититься от притока
еврейских иммигрантов, ибо ясно, какие неблагоприятные последствия будет иметь объевреивание этих стран...»
А кому они были нужны, если даже в начале своего исхода «евреи в галуте оказались не чужими, а суперчужими», как пишет А. Кардаш в
предисловии, названном «Европейская цивилизация и Шоа», где прослеживается жизнь евреев с древних времён.. Они преуспевают, часто образованнее
других, ведут трезвый образ жизни при традиционно строгом быте. У них крепкие семьи, взаимовыручка и солидарность, «знамя которой Иерусалим».
Они раздваиваются между тягой к нему и местом своего проживания среди народов, которые инстиктивно противятся чужакам. Потому что они не свои и
желательно их убрать, устранить!
«Историк древнего мира Соломон Лурье заметил: носителем антисемитизма является именно толпа, а не власть, которая лишь следует за народным
чувством». Пламя погромов разжигалось теми философами и учёными, которые, видя подъём иудейской религии и культуры, противостояли им своими
гнусными идеями и выводами. Искры древней юдофобии не погасли и нашли благодатную почву в современном мире.
Обвинение евреев в ритуальных убийствах, распространённое александрийским греком Апионом (30г. до н. э. – 47г.) прокатывалось из века в
век кровавыми погромами вплоть до дела Бейлиса в Киеве (1913). За всё это время оно ни разу не подтвердилось ни одним фактом...
Философ Посидоний (135-150 гг. до н. э.) наблюдая за взаимопомощью рассеянных по всему свету евреев, высказал идею о всесилии мирового
еврейства или по-современному о «мировом жидомасонском заговоре».
Апостол Павел переложил вину за смерть Христа с римлян на евреев, назвав их «сосудами гнева, которые надо уничтожить».
А. Кардаш показывает, что германская земля не случайно стала местом «окончательного решения еврейского вопроса» - идея расового
превосходства немцев воспитывалась тут веками.
В 1879 г. В. Марр основал «Антисемитскую лигу». В 1882г. – в Дрездене прошёл антиеврейский конгресс, а в 1890-е годы «Антисемитская
народная партия» набрала на парламентских выборах 260 тысяч голосов.
Унавоженная традиционной юдофобией почва ждала своего посева. «Он нашёлся – расовый антисемитизм, и нашёлся умелый садовник – Гитлер,
гроссмейстер ненависти», - пишет А. Кардаш.
Шаг за шагом ведёт нас «Антология» по ступеням этой ненависти, опуская в преисподнюю мрака пустоты – Шоа. Документы, указы, подготовка к
истреблению, массовые убийства на оккупированной территории бывшего Союза, еврейские гетто, фабрики смерти евреев Европы... Таково содержание
глав, раскрывающих в десятках публикаций всю мерзость фашистских злодеяний.
И не просто гнев обличения, а стена из миллионов трупов должна встать перед осквернителями прошлого, теми «отрицателями Катастрофы»,
которые смеют утверждать, что не было расстрелов, газовых камер, концлагерей. Пусть прочитают и заведомые лжецы, и те, кто случайно запачкался
грязью их писанины, эти леденящие строки:
«Всё шло по плану: евреи выкопали рвы, немцы стреляли в затылок, соседи самым примитивным образом выравнивали «содержимое» рвов:
впрыгивали и утаптывали это самое «содержимое»...кровь хлюпала в сапогах трудившихся, выплёскивалась из сапог и снова пополнялась...» (Из
свидетельства М. Бурштейн об уничтожении евреев посёлка Лениндорф (Украина, 1941г.)
Много таких свидетельств на страницах сборника, а сколько их собрано в израильском Мемориале Яд-Вашем?..
Отрицание фактов массового уничтожения евреев, фальсификация и попытка ревизии Холокоста приводят и к новым кощунственным «открытиям».
Так, в своей книге «Еврейские солдаты Гитлера» её автор Б. М. Ригг утверждает, что в годы Второй мировой войны в германской армии служило 150
000 «мишлингов» - («смешанных» ), то есть полу- или четвертьевреев. Многочисленные публикации в прессе уже развенчали эту очередную
антисемитскую утку. Помогает её опровергнуть и подборка документов из разделов «Лишение евреев гражданских прав» и «Нюрнбергские законы» (15
сентября 1935г.) данной «Антологии».
Особую силу придаёт книге включение в неё отрывков из литературных произведений. Они не просто дополняют её, но и очищают высокой силой
гражданственности, нравственного духа, который остаётся в нас, помогая личному сопереживанию:
Всё сожжено: пороки с добродетелями
И дети с престарелыми родителями,
А я стою пред тихими свидетелями
И тихо повторяю:
сожжены.
( Б. Слуцкий. Из стихов о войне.)
Антология «Холокост» издана Иосифом Бегуном в издательстве ДААТ/ЗНАНИЕ, Москва-Иерусалим (2003г.) Множество фотоиллюстраций придаёт ей
волнующую окраску. Предназначенная для массового читателя (но вышедшая, к сожалению, не массовым тиражом) она несёт в себе большой объём
информации (409 стр.) и, верится, займёт достойное место в изучении Памяти Катастрофы.
В очень нужное время – предверии 60-летия Великой Победы над нацизмом пришла она к читателю, а значение её возрастает ещё в связи с тем,
что «теория массового истребления касается не только еврейского народа. Это исторический опыт, который должен стать составной частью
человеческой совести» - напомнил в одном из интервью президент Израиля Моше Кацав. Поэтому и сегодня, и завтра, всегда мы будем верны призывам
из стихотворения Льва Озерова «Бабий Яр»:
...И ребёнок сказал: - Не забудь!
И сказала мать: - Не прости!
Интернет-журнал "Заметки по еврейской истории" (Германия), № 46, 17.09. 2004
|