Леонид АШКИНАЗИ

Хорошая книга

Диалектика писания рецензий такова – чем лучше книга, тем хуже рецензия. Более того! Если книга плохая, то многим хочется ее поругать, и отстою обеспечена «неплохая пресса», а с хорошей книгой что сделаешь? Просто хвалить – скучно, а проанализировать ее место в культурной традиции, сопоставить с другими событиями русскоязычной литературы – это ж сколько знать надо! Выходит, скажем, книга, в основном воспевающая автора и живописующая интимные подробности фигуры и жизни бывших подчиненных автора – и что?.. Один пишет, что книга – отстой, автору впору работать в желтой прессе, и вообще нехорошо быть доносчиком. Другой заявляет, что это вовсе не книга, а так, комикс, – так к ней и надо относиться. Третий – в пику прочим – сообщает, что выворачивать грязь на прилавок особенно правильно, если это наша, еврейская грязь: пусть все знают, какие мы немытые. Но дело сделано – «пресса» есть, и уважаемая российская газета выделяет этому автору... постоянную рубрику. Вот видите, как легко писать о плохой книге? А о хорошей – много труднее. Книга Анатолия Кардаша (Аб Мише) «У черного моря» – хорошая книга. Маленькая буква в названии моря – не опечатка. А знак: черного моря забвения, в которое мы уйдем. Впрочем, книга об Одессе. Я читал, что где-то в США есть религиозная группа людей, которые поставили себе цель – составить родословное древо всего человечества. Полагаю, что один герой Стругацких – который заметил, что решать надо только задачи, не имеющие решения, – с уважением пожал бы им руки. Так вот: мы, евреи, – с нашей историей – хорошо понимаем важность и неразрешимость этой задачи. А уж автор данной книги, наверное, лучше многих. Раз он ее написал. Если бы этой книге надо было придумать академическое название, я бы предложил такое: «История Одессы (еврейский аспект)». Это было бы точно, но скучно. А книга на самом деле веселая – несмотря на чудовищные вещи, описанные в ней. Острить на тему Одессы и евреев, наверное, проще, чем на тему северного Полярного круга и леммингов, но дело-то не в юмористе с большим затейником – вон сколько нынче этих придурков на эстраде. А в том удивительном такте, с которым автор соединяет трагическое и смешное. Не сплавляя, как в показавшем свою историческую нереализуемость в XX веке «плавильном котле», а смешивая в большой и изящной (несмотря на размер – почти четырехсотстраничной) салатнице. Есть ли что-то в этом мире страшнее и прекраснее, но, главное, увлекательнее жизни? Сомнительно. Вот один случай: мать Мария и эсерка Елизавета Кузьмина-Караваева, как известно, одно лицо. Эсерка должна была убить Троцкого, но передумала в последний момент. С Троцким она встретилась во второй раз уже в Париже, в эмиграции. Он узнал, что обязан ей жизнью, и спросил: «Чем могу вас отблагодарить?» Мать Мария организовала приют для бедствующих российских эмигрантов, и у нее не было денег на уголь для отопления. Троцкий заплатил за уголь. А дальше? Дальше расстрелы, ямы, бараки, гетто. История... Согласно декларации автора, книга посвящена праведникам – тем, кто спасал. Свою задачу автор выполнил – он о них рассказал. А что при этом пришлось говорить о замерзших и сгоревших – так что поделаешь? – история. Судьбу тех, кто спасал, – мы знаем, понимаем одну ее часть – что делали с ними немцы. Автор пишет еще и о второй, простите, части: что делала с ними после победы советская власть. И это тоже история – история страны, в которой мы живем. Живем у черного моря...
"Народ мой" (Санкт-Петербург, Россия) №12 (352) 30.06.2005